Краски и их волшебные свойства

Средством получения цвета в живописи служат краски. Современная промышленность выпускает живописные краски в весьма обширном ассортименте. Однако как бы много ни было в руках художника красок, их палитра не охватит многообразия цветов природы. Художники поль­зуются смешением красок и тем расширяют цветовую палитру. При этом оказывается, что для решения живописных задач вовсе не ­требуется большого разнообразия красочного материала. Величайшему колористу Тициану приписывают такую поговорку: «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную—'И пользоваться ими со знанием»1.Ученик Рембрандта Самуэль вал Хоогстратен (1627—-1678) сообщает  что в мастерской его великого учителя из всех имеющихся желтых красок применяли пять: светлую, темную и римскую охру, массикот и желтый лак. Лишь для живописи драпировок употребляли иногда еще аурипигмент.Чтобы пользоваться красками по совету Тициана — «со знанием», художник должен хорошо их изучить. Недостаточно ограничиться личным практическим опытом. Необходимо глубокое понимание свойств красок и процесса образования цвета их смесей.Смешанные краски представляют собой механическую смесь; ника­ких новых химических продуктов в красочной смеси образоваться не должно. Те смеси красок, в которых возможно образование нового хими­ческого вещества, не допускаются технологией живописи. 
Нельзя, напри­мер, смешивать ультрамарин, красную киноварь, кадмии (краски, содержащие серу) с красками медного происхождения (некоторыми зелеными и др.). Такие смеси чернеют.Очень быстро изменяется цинковая желтая в смесях со свинцовыми и цинковыми белилами, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтом.Желтые хромы изменяют свой цвет в смесях с кадмиями и зеленым кобальтом, а желтый ультрамарин — в смесях со многими красками.Свинцовые белила изменяются, если их смешивать с медными кра­сками, с литопоном и суриком. .Смесь лазури с киноварью изменяется в тоне (не вследствие образо­вания нового химического продукта, а потому, что оседают тяжелые частицы киновари).Все окислы металлов влияют на органические краски в смесях с последними. Марсы, изумрудная зеленая и свинцовые белила дей­ствуют даже на крапплак, который относится к стойким краскам.Чтобы гарантировать прочность цвета красочных смесей и тем обе­спечить сохранность живописи, целесообразно составить для себя палитру из наиболее устойчивых и допускающих соединения красок, избегая при этом излишнего их разнообразия. В такую палитру можно включить следующие краски: цинковые белила, кадмии всех оттенков, охры натуральные, жженые, венецианскую красную, английскую крас­ную, все марсы, умбры, сиены, капут-мортум, краплаккобальты голу­бые и зеленые, ультрамарин синий и зеленый, парижскую синюю, окись хрома, изумрудную зеленую, зеленые земли (охры), жженую кость (или иную черную краску, кроме сажи).Эта палитра достаточно широкая, ее можно даже сократить, но можно и расширить, только пополнять ее нужно с большой осторож­ностью. Не следует пользоваться литопоном, цинковой желтой, кро­нами (хромами), гуммигутом, желтыми лаками, сепией, асфальтом, суриком, кармином, индиго, зелеными красками медного происхожде­ния, зеленой и красной кииоварями. Краски, содержащие примесь ани­лина, тоже не всегда надежны; многие из них выцветают на свету. Примесь анилина, с помощью которой имитируются натуральные краски, легко заметить хотя бы по тому, что краски, содержащие анилин, оставляют после себя на фарфоровых, пластмассовых и эмалированных палитрах трудно смываемые следы.Смешивая краски, необходимо понимать процесс образования цвета их смесей. В красочной смеси зерна различных пигментов ' (сухой кра­ски) перемешаны. Небольшая часть того света, который падает на слой смеси, отражается с его поверхности; все остальное количество света проникает внутрь красочного слоя и так или иначе поглощается связую­щим веществом и частицами перемешанных пигментов.Предположим, что свет проходит через смесь, составленную из жел­того кадмия с лазурью. Частицами кадмия поглотятся голубые, синие и фиолетовые лучи, а частицами лазури — красные, оранжевые и желтые. Останутся непоглощеиными и будут отражены зеленые и бли­жайшие к ним в спектре лучи (они не поглощаются ни кадмием, нилазурью). Этим и объясняется зеленый цвет смеси указанных красок {такое описание процесса образования цвета красочной смеси схема­тично, на самом деле он сложнее).Каждая частица пигмента, поглощая часть проходящего через нее света, как бы вычитает из проходящего света определенную долю энер­гии. Поэтому в таких случаях говорят о выштательном смешении или о вычитании цветов.Знал, какие световые лучи в какой степени погло­щаются различными красками, можно заранее предопределить цветкрасочных смесей. Так, если красная киноварь сильно поглощает сине-фиолетовые лучи, а ультрамарин—оранжево-красные, то смесь этих кра­сок должна быть темной, мутной, а не чисто фиолетовой. Фиолетовый цвет получается не из киновари с ультрамарином, а из крапплака с ультрама­рином (крапплак меньше поглощает фиолетовых лучей, чем киноварь).Наибольшее количество цветов можно получать, смешивая крапплак, желтый кадмий и лазурь. Эти краски называютосновными. Трех основ­ных красок недостаточно для практической работы по живописи, но, имея семь-восемь красок, уже можно работать,В разбелах (в смесях с белилами) краски светлеют и теряют насы­щенность. Кроме того, некоторые из них в разбелах изменяют свой цве­товой тон: крапплак дает розовые тона с сиреневым оттенком, зеленые краски немного голубеют, желтый кадмий быстро обесцвечивается. От примеси к желтым кадмиям черной краски получаются оливково-зеленые цвета. Примесь черной краски к красной киновари дает цвет бордо, а к оранжевым краскам — коричневые цвета (коричневые — это— затемненные оранжевые).При наложении прозрачных слоев различных красок друг на друга свет первоначально проходит через верхний, слой, то есть через частицы одного какого-нибудь пигмента, и лишь затем через слои других пигмен­тов. Допустим, что слой синей краски перекрыт желтой краской, а под­ложка у них белая. С поверхности верхнего (желтого) слоя отразитсянемного белого света (при условии естественного дневного освещения), с поверхности нижнего слоя—-свет, прошедший только через слой жел­той краски (желтый свет), а от подложки — прошедший уже через оба слоя, то есть зеленый. В результате Получается зеленый цвет с желтым оттенком. Если желтую краску перекрыть синей, то получится зеленый цвет с сипим оттенком.Художника интересует цвет красок и допустимые их смеси, но не меньший интерес для него представляет ихкрасящая и кроющая спо­собность. При небольшой примеси лазури к белилам получается доволь­но насыщенная голубая красочная смесь, а значительно большая при­месь желтой охры к белилам дает лишь слабый желтый оттенок.Лазурь обладает большей красящей способностью, чем охра. Из тех кра­сок, которые были перечислены в составе рекомендуемой палитры, к обладающим высокой красящей способностью относятся: оранжевый и красный кадмий, крапплак, парижская синяя. Слабая красящая спо­собность у желтых охр, умбры, натуральной сиены.Под кроющей способностью краски подразумевается ее способность закрывать цвет поверхности, на которую она нанесена. Всякая краска состоит из красочного пигмента (сухой краски) и связующего вещества (кроме этого, могут входить и обычно входят в состав красок различные добавки: консервирующие, ускоряющие высыхание краски и др.). Крою­щая способность красок зависит как от пигмента, так и от связующего. Мел в соединении с маслом не дает кроющей краски (получается полу­прозрачная масса) и в виде масляной краски не употребляется, с клеем же мел дает прекрасную кроющую белую краску.Связующим для красок могут служить клеи, масла, лаки и др. В качестве связующего для акварели употребляется гуммиарабик, дек­стрин, трагант, вишневый клей, мед, глицерин, сахар, патока, смолы, бальзамы; для гуаши — те же растительные клеи с относительно боль­шим количеством смолистых веществ; для клеевых красок — животный клей (столярный, малярный). Связующие вещества масляных красок-высыхающие растительные масла (лучше всего льняное). Темпера зати­рается на эмульсиях, то есть на нераспадающихся смесях воды и масла, в которых мельчайшие частицы масла удерживаются во взвешенном состоянии. Для получения такой смеси к воде добавляются вещества,повышающие ее плотность (например, клей). !\. эмульсиям естествен­ного происхождения (натуральным) относятся молоко, яич'ный желток и др. В зависимости от состава эмульсии темпера разделяется на яич­ную, казеиновую, гуммиарабиковую. Часто темперу называют просто клее-масляной, не отражая в .названии того клея, который входит в состав ее эмульсии.До XVIXVII столетий была распространена яичная темпера, употреблявшаяся еще в древности. Масляные краски известны уже с века, но усовершенствованы в XV веке фламандским живописцем Яном ван Эйком (ум. ок. 1441). Фламандские мастера разработали особую систе­му масляной живописи, значительно измененную позже в Италии,особенно в конце XV — начале XVI века венецианскими художниками Джорджоне (1477 или 1478—1510) и Тицианом.Различные краски обладают различной кроющей способностью: акварельные — наименее кроющие, клеевые — наиболее; масляные кра­ски сильно кроют, темперные — менее сильно. В зависимости же от свойств пигментов к относительно более кроющим относятся все земли (охры), к наименее кроющим—лазурь, изумрудная зеленая, крапплак.Для художника представляет также интерес изменение цвета красок при их высыхании. Масляные краски, высыхая, не изменяют своего цве­та. Процесс их высыхания связан с окислением масла, в итоге которого образуется плотная пленка (так называемый фильм). Ускорителем этого процесса является свет. На свету масляная краска высыхает быст­рее, чем в темноте; для полного высыхания масляных красок требуется очень долгий срок (до года и более). Клеевые (гуашевые, в меньшей мере темперные) краски при высыхании светлеют и теряют насыщенность.Техника живописи и применяемые краски накладывают свой отпеча­ток на характер живописи. Масляные краски отличаются насыщенно­стью и глубиной цвета, масляная живопись разнообразная по структуре красочного слоя, ее поверхность блестящая. Акварель значительно более прозрачная (в этом ее достоинство), но получаемые в акварельнойживописи цвета менее интенсивны, чем в масляной живописи. Акварель­ная техника очень трудная и менее гибкая. Особенно трудна фактурная разработка в чистой акварели (без примеси белил). Гуашью можно писать и корпусно и лессировочно. Гуашь глуше акварели. При высыха­нии гуаши некоторые ее краски изменяются по оттенку.Клеевая живопись обладает хорошей матовой поверхностью и доста­точной интенсивностью красок, хотя насыщенность клеевых колеров уступает насыщенности масляных. В процессе высыхания клеевые кра­ски очень сильно светлеют и выбеливаются. Серьезный недостаток клее­вой живописи — относительно слабое закрепление красочных пигмен­тов на поверхности. Среднее по прочности место между клеевыми и масляными красками занимают темперные краски. Картины, написан­ные темперными красками, отличаются красивой матовой поверхностью и своеобразной легкостью колорита. Палитру темперы рекомендуется составлять из следующих красок: цинковые белила, охры, сиены, умбры, марсы, мумия, красный кадмий, окись хрома, изумрудная зелень,кобальты (голубой, синий, зеленый), жженая кость, перекись марганца, железная и виноградная черные. Допустимо применение желтого и оран­жевого кадмиев и ультрамарина. Работая темперой по бумаге, целесо­образно покрывать бумагу раствором жидкого стекла (1 часть жидкого стекла и 3 части воды).Начинающему живописцу рекомендуется постоянно пользоваться одним и тем же набором красок. Располагать краски на палитре следует в одной и той же раз навсегда установленной последовательности, так сказать, на одних и тех же постоянных местах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий