Краски и их волшебные свойства
Средством получения цвета в живописи служат краски. Современная промышленность выпускает живописные краски в весьма обширном ассортименте. Однако как бы много ни было в руках художника красок, их палитра не охватит многообразия цветов природы. Художники пользуются смешением красок и тем расширяют цветовую палитру. При этом оказывается, что для решения живописных задач вовсе не требуется большого разнообразия красочного материала. Величайшему колористу Тициану приписывают такую поговорку: «Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную—'И пользоваться ими со знанием»1.Ученик Рембрандта Самуэль вал Хоогстратен (1627—-1678) сообщает что в мастерской его великого учителя из всех имеющихся желтых красок применяли пять: светлую, темную и римскую охру, массикот и желтый лак. Лишь для живописи драпировок употребляли иногда еще аурипигмент.Чтобы пользоваться красками по совету Тициана — «со знанием», художник должен хорошо их изучить. Недостаточно ограничиться личным практическим опытом. Необходимо глубокое понимание свойств красок и процесса образования цвета их смесей.Смешанные краски представляют собой механическую смесь; никаких новых химических продуктов в красочной смеси образоваться не должно. Те смеси красок, в которых возможно образование нового химического вещества, не допускаются технологией живописи.
Нельзя, например, смешивать ультрамарин, красную киноварь, кадмии (краски, содержащие серу) с красками медного происхождения (некоторыми зелеными и др.). Такие смеси чернеют.Очень быстро изменяется цинковая желтая в смесях со свинцовыми и цинковыми белилами, неаполитанской желтой, ультрамарином и кобальтом.Желтые хромы изменяют свой цвет в смесях с кадмиями и зеленым кобальтом, а желтый ультрамарин — в смесях со многими красками.Свинцовые белила изменяются, если их смешивать с медными красками, с литопоном и суриком. .Смесь лазури с киноварью изменяется в тоне (не вследствие образования нового химического продукта, а потому, что оседают тяжелые частицы киновари).Все окислы металлов влияют на органические краски в смесях с последними. Марсы, изумрудная зеленая и свинцовые белила действуют даже на крапплак, который относится к стойким краскам.Чтобы гарантировать прочность цвета красочных смесей и тем обеспечить сохранность живописи, целесообразно составить для себя палитру из наиболее устойчивых и допускающих соединения красок, избегая при этом излишнего их разнообразия. В такую палитру можно включить следующие краски: цинковые белила, кадмии всех оттенков, охры натуральные, жженые, венецианскую красную, английскую красную, все марсы, умбры, сиены, капут-мортум, краплак, кобальты голубые и зеленые, ультрамарин синий и зеленый, парижскую синюю, окись хрома, изумрудную зеленую, зеленые земли (охры), жженую кость (или иную черную краску, кроме сажи).Эта палитра достаточно широкая, ее можно даже сократить, но можно и расширить, только пополнять ее нужно с большой осторожностью. Не следует пользоваться литопоном, цинковой желтой, кронами (хромами), гуммигутом, желтыми лаками, сепией, асфальтом, суриком, кармином, индиго, зелеными красками медного происхождения, зеленой и красной кииоварями. Краски, содержащие примесь анилина, тоже не всегда надежны; многие из них выцветают на свету. Примесь анилина, с помощью которой имитируются натуральные краски, легко заметить хотя бы по тому, что краски, содержащие анилин, оставляют после себя на фарфоровых, пластмассовых и эмалированных палитрах трудно смываемые следы.Смешивая краски, необходимо понимать процесс образования цвета их смесей. В красочной смеси зерна различных пигментов ' (сухой краски) перемешаны. Небольшая часть того света, который падает на слой смеси, отражается с его поверхности; все остальное количество света проникает внутрь красочного слоя и так или иначе поглощается связующим веществом и частицами перемешанных пигментов.Предположим, что свет проходит через смесь, составленную из желтого кадмия с лазурью. Частицами кадмия поглотятся голубые, синие и фиолетовые лучи, а частицами лазури — красные, оранжевые и желтые. Останутся непоглощеиными и будут отражены зеленые и ближайшие к ним в спектре лучи (они не поглощаются ни кадмием, нилазурью). Этим и объясняется зеленый цвет смеси указанных красок {такое описание процесса образования цвета красочной смеси схематично, на самом деле он сложнее).Каждая частица пигмента, поглощая часть проходящего через нее света, как бы вычитает из проходящего света определенную долю энергии. Поэтому в таких случаях говорят о выштательном смешении или о вычитании цветов.Знал, какие световые лучи в какой степени поглощаются различными красками, можно заранее предопределить цветкрасочных смесей. Так, если красная киноварь сильно поглощает сине-фиолетовые лучи, а ультрамарин—оранжево-красные, то смесь этих красок должна быть темной, мутной, а не чисто фиолетовой. Фиолетовый цвет получается не из киновари с ультрамарином, а из крапплака с ультрамарином (крапплак меньше поглощает фиолетовых лучей, чем киноварь).Наибольшее количество цветов можно получать, смешивая крапплак, желтый кадмий и лазурь. Эти краски называютосновными. Трех основных красок недостаточно для практической работы по живописи, но, имея семь-восемь красок, уже можно работать,В разбелах (в смесях с белилами) краски светлеют и теряют насыщенность. Кроме того, некоторые из них в разбелах изменяют свой цветовой тон: крапплак дает розовые тона с сиреневым оттенком, зеленые краски немного голубеют, желтый кадмий быстро обесцвечивается. От примеси к желтым кадмиям черной краски получаются оливково-зеленые цвета. Примесь черной краски к красной киновари дает цвет бордо, а к оранжевым краскам — коричневые цвета (коричневые — это— затемненные оранжевые).При наложении прозрачных слоев различных красок друг на друга свет первоначально проходит через верхний, слой, то есть через частицы одного какого-нибудь пигмента, и лишь затем через слои других пигментов. Допустим, что слой синей краски перекрыт желтой краской, а подложка у них белая. С поверхности верхнего (желтого) слоя отразитсянемного белого света (при условии естественного дневного освещения), с поверхности нижнего слоя—-свет, прошедший только через слой желтой краски (желтый свет), а от подложки — прошедший уже через оба слоя, то есть зеленый. В результате Получается зеленый цвет с желтым оттенком. Если желтую краску перекрыть синей, то получится зеленый цвет с сипим оттенком.Художника интересует цвет красок и допустимые их смеси, но не меньший интерес для него представляет ихкрасящая и кроющая способность. При небольшой примеси лазури к белилам получается довольно насыщенная голубая красочная смесь, а значительно большая примесь желтой охры к белилам дает лишь слабый желтый оттенок.Лазурь обладает большей красящей способностью, чем охра. Из тех красок, которые были перечислены в составе рекомендуемой палитры, к обладающим высокой красящей способностью относятся: оранжевый и красный кадмий, крапплак, парижская синяя. Слабая красящая способность у желтых охр, умбры, натуральной сиены.Под кроющей способностью краски подразумевается ее способность закрывать цвет поверхности, на которую она нанесена. Всякая краска состоит из красочного пигмента (сухой краски) и связующего вещества (кроме этого, могут входить и обычно входят в состав красок различные добавки: консервирующие, ускоряющие высыхание краски и др.). Кроющая способность красок зависит как от пигмента, так и от связующего. Мел в соединении с маслом не дает кроющей краски (получается полупрозрачная масса) и в виде масляной краски не употребляется, с клеем же мел дает прекрасную кроющую белую краску.Связующим для красок могут служить клеи, масла, лаки и др. В качестве связующего для акварели употребляется гуммиарабик, декстрин, трагант, вишневый клей, мед, глицерин, сахар, патока, смолы, бальзамы; для гуаши — те же растительные клеи с относительно большим количеством смолистых веществ; для клеевых красок — животный клей (столярный, малярный). Связующие вещества масляных красок-высыхающие растительные масла (лучше всего льняное). Темпера затирается на эмульсиях, то есть на нераспадающихся смесях воды и масла, в которых мельчайшие частицы масла удерживаются во взвешенном состоянии. Для получения такой смеси к воде добавляются вещества,повышающие ее плотность (например, клей). !\. эмульсиям естественного происхождения (натуральным) относятся молоко, яич'ный желток и др. В зависимости от состава эмульсии темпера разделяется на яичную, казеиновую, гуммиарабиковую. Часто темперу называют просто клее-масляной, не отражая в .названии того клея, который входит в состав ее эмульсии.До XVI—XVII столетий была распространена яичная темпера, употреблявшаяся еще в древности. Масляные краски известны уже с X века, но усовершенствованы в XV веке фламандским живописцем Яном ван Эйком (ум. ок. 1441). Фламандские мастера разработали особую систему масляной живописи, значительно измененную позже в Италии,особенно в конце XV — начале XVI века венецианскими художниками Джорджоне (1477 или 1478—1510) и Тицианом.Различные краски обладают различной кроющей способностью: акварельные — наименее кроющие, клеевые — наиболее; масляные краски сильно кроют, темперные — менее сильно. В зависимости же от свойств пигментов к относительно более кроющим относятся все земли (охры), к наименее кроющим—лазурь, изумрудная зеленая, крапплак.Для художника представляет также интерес изменение цвета красок при их высыхании. Масляные краски, высыхая, не изменяют своего цвета. Процесс их высыхания связан с окислением масла, в итоге которого образуется плотная пленка (так называемый фильм). Ускорителем этого процесса является свет. На свету масляная краска высыхает быстрее, чем в темноте; для полного высыхания масляных красок требуется очень долгий срок (до года и более). Клеевые (гуашевые, в меньшей мере темперные) краски при высыхании светлеют и теряют насыщенность.Техника живописи и применяемые краски накладывают свой отпечаток на характер живописи. Масляные краски отличаются насыщенностью и глубиной цвета, масляная живопись разнообразная по структуре красочного слоя, ее поверхность блестящая. Акварель значительно более прозрачная (в этом ее достоинство), но получаемые в акварельнойживописи цвета менее интенсивны, чем в масляной живописи. Акварельная техника очень трудная и менее гибкая. Особенно трудна фактурная разработка в чистой акварели (без примеси белил). Гуашью можно писать и корпусно и лессировочно. Гуашь глуше акварели. При высыхании гуаши некоторые ее краски изменяются по оттенку.Клеевая живопись обладает хорошей матовой поверхностью и достаточной интенсивностью красок, хотя насыщенность клеевых колеров уступает насыщенности масляных. В процессе высыхания клеевые краски очень сильно светлеют и выбеливаются. Серьезный недостаток клеевой живописи — относительно слабое закрепление красочных пигментов на поверхности. Среднее по прочности место между клеевыми и масляными красками занимают темперные краски. Картины, написанные темперными красками, отличаются красивой матовой поверхностью и своеобразной легкостью колорита. Палитру темперы рекомендуется составлять из следующих красок: цинковые белила, охры, сиены, умбры, марсы, мумия, красный кадмий, окись хрома, изумрудная зелень,кобальты (голубой, синий, зеленый), жженая кость, перекись марганца, железная и виноградная черные. Допустимо применение желтого и оранжевого кадмиев и ультрамарина. Работая темперой по бумаге, целесообразно покрывать бумагу раствором жидкого стекла (1 часть жидкого стекла и 3 части воды).Начинающему живописцу рекомендуется постоянно пользоваться одним и тем же набором красок. Располагать краски на палитре следует в одной и той же раз навсегда установленной последовательности, так сказать, на одних и тех же постоянных местах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий